Вентиляция для магазинов
- Способы вентиляции магазина
- Управление в автоматическом режиме
- Воздушные тепловые завесы
- Особенности систем вентиляции
- Расчет и проектирование вентиляции
- Требования к вентиляции магазинов с учетом технологических процессов объектов
- Требования к вентиляции магазина одежды
- Требования к вентиляции продуктового магазина
- Устройство вентиляции
Каждый магазин должен быть оснащён всеми необходимыми системами инженерных коммуникаций. Воздухообмен – элемент, без которого торговая деятельность не может осуществляться. Вентиляция магазина должна отвечать ряду требований, чтобы микроклимат по температуре, влажности и поступлению свежего воздуха обеспечивал благоприятные условия для персонала, посетителей и хранения товаров.
"ИНТЕХ-Климат" готова реализовать профессиональные решения по климатическому и другому инженерному оборудованию. Выполним полный цикл работ "под ключ": проектирование, подбор, поставка, монтаж и обслуживание.
Звоните сейчас:
Способы вентиляции магазина
Магазины должны оснащаться механической системой кондиционирования или вентиляцией. Приточный воздух, поступающий через вентиляцию, должен в полном количестве удаляться вытяжкой.
В магазинах, преимущественно, устанавливается приточная и вытяжная вентиляции, или же блоки централизованной приточно-вытяжной системы. Конструкции данного типа на порядок дешевле, однако малоэффективны без вспомогательного оборудования, покупка которого приводит к дополнительным тратам.
Характер вентиляции определяется типом магазина и общей используемой площадью, а именно:
- небольшое помещение — приточно-вытяжная вентиляция с водяным или электрическим подогревом. В таком случае кондиционирование устанавливается отдельно. Свежий воздух поступает по наружным приточным решетам, проходя очистку и выходя в помещение через воздуховоды. Использованный воздух устраняется при помощи вытяжного оборудования;
- магазин площадью более 400 м² — конструкция приточно-вытяжного типа с рекуперацией тепла. Помогает значительно снизить затраты на электроэнергию, низкая вероятность поломки;
- магазины-склады — с целью обустройства эффективной системы вентиляции используются приточно-вытяжные конструкции высокой мощности. Механизмы такого типа требуют установки крышных кондиционеров и руфтопов;
- торговый центр — приточно-вытяжная система с дополнительной установкой чиллера — механизма для охлаждения воды, используемого также как теплоноситель в системах кондиционирования.
Достигается значительная экономия электроэнергии, при этом конструкция надежная, простая в установке и эксплуатации.
Требования кратности воздухообмена в разных помещениях значительно разнятся. Учитывается проходимость торгового центра и количество задействованного персонала. Благодаря этим данным, можно примерно просчитать необходимый объем притока воздушных масс, а также требуемую мощность вентиляции магазина.
Управление в автоматическом режиме
Для того, чтобы централизованно контролировать систему вентиляции, производится дополнительная автоматизация. Составляющие помогают управлять всеми сопутствующими оборудованиями.
Благодаря этому, есть возможность регулировки объема и температуры приходящего воздушного потока, установки режима работы на заданный промежуток времени, контроля стадии загрязнения фильтров.
На сегодняшний день востребована интеллектуальная автоматика, состоящая из датчиков и микроконтроллера. Такие датчики используются для анализирования содержимых СН и СО в воздухе, определения температуры и числа посетителей. Благодаря полученным сведениям, конструкция может рассчитать и задать мощность работы вентиляторов, а также секций по нагреву и охлаждению.
Воздушные тепловые завесы
Очень часто вентиляция в магазине дополняется механизмами воздушных тепловых завес, которые располагаются у входа. Они необходимы в том случае, когда количество людей, ежедневно проходящий через вход, превышает 2500 чел. Также такие завесы монтируются в случаях, если рабочие места расположены около входа и сотрудники находятся там целый день.
Устанавливают завесы в погрузочно-разгрузочных и входных зонах. Для магазина продовольственного типа определен стандарт в 1500 м², непродовольственные магазины — 2500 м².
Особенности систем вентиляции
Приточно-вытяжная вентиляция магазина решает сразу несколько проблем, например:
- самое главное - обеспечивает воздухообмен в помещении, что создает комфортные условия для клиентов и персонала;
- удаляет неприятные запахи, избытки тепла, вредные вещества, влагу;
- регулирует баланс кислорода и углекислого газа в воздухе.
Позаботиться о вентиляции магазина необходимо еще на этапе разработки бизнес-плана, так как такие контролирующее учреждение как роспотребнадзор, органы пожарного надзора, не дадут право на открытие торгового зала без необходимого вентиляционного оборудования.
Приточная вентиляция магазина требует расчета, проектирования и проверки на соответствие с основными нормирующими документами, данные задачи и решаются в нашей компании.
Расчет и проектирование вентиляции
Для начала расчета вентиляции в торговом зале магазина необходимо знать:
- объем помещения, в котором будет осуществляться вентиляция воздуха
- оценить расчетное количество сотрудников и посетителей (необходимый объем воздуха - 20 м3/ч на одного посетителя, 60 м3/ч на одного сотрудника)
На одного посетителя, опираясь на регламентирующие документы, а именно СНиП 2.08.02-89* «Проектирование предприятий розничной торговли», приходится:
- по 3.5 кв.м. для залов мебельных магазинов, радио и электротоваров, спортивного оборудования и инвентаря, книжных, ювелирных, а также музыкальных магазинов;
- по 2.5 кв.м. для остальных точек розничных продаж.
Так же в данном СНиПе указывается, что на одного человека должно быть 20-60 м3/ч.
Перед тем как купить вентиляцию магазина необходимо всё рассчитать и учитывать множество различных параметров, указанных выше. Кроме этого, монтаж установок в розничный магазин требует профессионального подхода. Ошибки в процессе монтажа могут привести к выходу из строя какого-либо оборудования, а значит, перестанет функционировать вся система вентиляции.
Не работающая система вентиляции может послужить причиной для проверки пожарной инспекцией, а так же другими контролирующими и проверяющими инстанциями. По этой причине расчет вентиляции в магазине необходимо делать профессионально с учетом основных технических требований и установленных нормативно-правовых документов.
Требования к вентиляции магазинов с учетом технологических процессов объектов
Если в универсальном магазине есть отдельные залы для продажи товаров разных групп, требующих индивидуальные параметры воздуха, то для отдельно взятого помещения оборудуется собственная система. Это общие требования, которых необходимо придерживаться.
Кроме этого, установка вентиляции в магазине требует учета других требований, в том числе:
- нужно обращать внимание на кратность обмена воздухом, например, вентиляция продуктового магазина должна обязательно предусматривать режим поглощения лишнего тепла от спецоборудования, людей, а также всех видов излучения, обязательно проводится проверка на ПДК угольного ангидрида или углекислоты (СО2);
- важно учитывать, что для покупателей и продавцов выделение СО2, независимо от времени суток и периода года, согласно техническим требованиям и стандартным расчетам, составляет около 20 л. в час на одного человека;
- для магазинов, расположенных на 1-х этажах общественных строений, должны обязательно быть автономные системы вентилирования воздуха, независимые от вентиляционных систем других частей строения;
- в кладовых помещениях необходимо организовывать естественную вытяжку с раздельными выводящими каналами, воздуховодами;
- необходимо обращать внимание на общие обменные системы вентилирования, идущие из подсобок и кладовок;
- также учитывается содержание углекислоты в атмосферном воздухе снаружи; стандартные параметры, которые берутся в расчет: в черте города — 0.5 л/куб.м., за городом 0.4 л/куб.м.;
- составляя проект вентиляции магазина, необходимо учитывать летние и зимние температуры, а соответственно и режимы подогрева и охлаждения;
- в разгрузочно-погрузочных помещениях рекомендуют устанавливать воздушно-тепловые завесы, чтобы создавать оптимальные условия для эффективной преграды холодных потоков воздуха в зимний период года.
ВАЖНО! Применение рециркуляции не допустимо в магазинах, занимающихся продажей химических, токсических, синтетических, горючих веществ и жидкостей.
Требования к вентиляции магазина одежды
Для планирования вентиляции в магазине одежды важны две составляющие:
- Комфорт посетителей.
- Сохранность одежды и обуви (в том числе их презентабельный вид).
Для того чтобы обеспечить первый пункт – нужно правильно рассчитать объем воздухообмена в помещении. В магазине одежды на 1-го посетителя приходится примерно 3,5 м2. При этом нужно рассчитывать на показатели: норма подачи воздуха для покупателя – 20 м3/ч, для продавца/сотрудника — 60 м3/ч.
Кроме правильного расчета, нужно предусмотреть качественное кондиционирование помещения. Независимо от работы вентиляции, воздух в магазине может нагреваться – при значительном количестве посетителей, осветительных приборов, тепловых завес и т.д. И это провоцирует возникновение духоты. Такое явление существенно снижает продажи, так как покупатель не стремится задержаться дольше, чтобы выбрать и купить вещь.
В целом, при проектировании вентиляции магазина одежды, стоит придерживаться нормативов СНиПов и исходить из конкретных индивидуальных особенностей помещения. Но есть особенности, которые не всегда очевидны:
- Важно поддержание постоянной комфортной температуры в районе примерочных – примерно 22-24 С.
- Вентиляция магазина одежды должна эффективно бороться с влажностью – особенно это важно для салонов, где продаются меховые и кожаные изделия.
- При «скученном» хранении одежды – на полках, в закрытых шкафах – важно обеспечить здесь дополнительную вытяжку. Это нужно для того, чтобы одежда оставалась свежей.
- Если в магазине одежды есть витрина с прозрачным стеклом, выходящая на улицу, то при проектировании нужно учесть дополнительную подачу воздуха на нее. Тогда стекло не будет запотевать – образование конденсата из-за разницы температур на улице и в помещении будет вовремя купироваться.
Требования к вентиляции продуктового магазина
Для продуктового магазина важнейший параметр – это сохранность товара. Каждый тип продукции, представленный в магазине, имеет собственные требования по условиям хранения. Вентиляция играет здесь важнейшую роль.
Каждый владелец магазина должен учитывать не только стоимость подготовки проекта вентиляции и ее установки, но и последующее энергопотребление системы.
Практически в каждом продуктовом магазине актуальна установка охлаждающего оборудования – специальных холодильников для скоропортящихся продуктов. Эти машины играют значительную роль, принимая на себя роль охлаждающих элементов помещения в летний период. Но это также означает повышение тепловой нагрузки на сами холодильники, а также вследствие их небольшой осушающей способности (в отличие от кондиционеров) – повышения уровня влажности в магазине. Влажность – враг продуктов, она способствует их порче, образованию конденсата. Поэтому здесь необходим серьезный подход к проектированию систем рециркуляции.
Помещения с собственным горячим цехом, где готовят еду, отличаются собственной спецификой. Здесь обязательно должна быть отдельная вентиляция. К тому же нужно учитывать ряд факторов:
-
- большое выделение тепла. Воздух, нагретый свыше 150 C, удаляется через специальные теплоизолированные вентканалы. В противном случае велика вероятность пожара;
- множество источников тепла. Над каждой плитой устанавливают отдельный вытяжной колпак. Для большей функциональности, его дополняют вентилятором. Его задача – отведение горячего воздуха, пара, частиц жира и копоти, которые образуются при приготовлении пищи;
- источники пара. Посудомоечные машины делают воздух перенасыщенным, что делает возможным образование конденсата. Поэтому вытяжные рукава над моечными машинами должны быть защищены от влияния влаги и коррозии на протяжении 5-7 м.
Вентиляция горячего цеха – потенциально пожароопасное место. Поэтому помимо оборудования обычными огнетушителями, можно использовать автоматические системы пожаротушения, которые препятствуют распространению огня по вентиляционным каналам.
Устройство вентиляции
Самым простым вариантом организации воздухообмена является установка вентиляционных каналов с вентиляторами, работающих на приток и вывод. Она также включает в себя вытяжки и приточные каналы, которые обеспечивают механическую циркуляцию воздуха в помещении. Однако в большинстве случаев, проект не ограничивается таким набором устройств и включает в себя также:
- воздушные фильтры в приточных и вытяжных каналах;
- система кондиционирования воздуха (теплообменники, нагреватели, тепловые завесы);
- увлажнители различного типа.
Клапаны, работающие на приток, устанавливают в нижней части помещения, а вытяжные отверстия — под потолком (труба при этом выводится над крышей). Такая технология обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в помещении и основана на физическом законе, согласно которому тёплый воздух, становясь легче, поднимается.
В качестве устройств кондиционирования крупных помещений чаще всего использует систему чиллер-фанкойл, при которой теплоноситель циркулирует в системе и охлаждает воздух во всех комнатах. В небольших торговых точках устанавливают бытовые кондиционеры.